Какова национальность Авраама? - Церковь Благовестие

Кем Авраам был по национальности?

национальность Авраама

Если при даже очень внимательном чтении Библии ты не будешь по интересующим тебя вопросам делать заметок, можно что-то упустить из внимания или даже запутаться. Я частенько на христианских форумах в Интернете встречаю вопросы относительно того, какова национальность Авраама – человека, от которого пошел еврейский народ. Ответы есть самые разные. И мне захотелось хотя бы для себя (а если вам интересно, то и для вас) разобраться в этом вопросе. Так кем же по национальности являлся первый в мире еврей?

Когда Бог сотворил Адама и Еву, у них не было национальности. Современные национальности и разные народности образовались после Всемирного Потопа, и произошли от сынов Ноя: Хама, Сима и Иафета. А Адам и Ева являются предками не только евреев, но и всех остальных народов.

Понятно, что у каждого народа своё название и своя история. Евреи, как и арабы, произошли от Авраама, который по национальности не был ни арабом, ни евреем. Авраам был Халдеем и был родом из Ура Халдейского: «И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Аранова, внука своего, и Сару, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую…» (Бытие 11:31).

Отец Авраама и Нахора был сирийцем, соответственно и Авраам был сирийцем. В другом месте Авраам назван странствующим арамеянином: «Ты же отвечай и скажи пред Господом Богом твоим: отец мой был странствующий Арамеянин, и пошел в Египет и поселился там с немногими людьми, и произошел там от него народ великий, сильный и многочисленный» (Втор.26:5).

Ревекка тоже была дочь арамеянина: «Исаак был сорока лет, когда он взял себе в жену Ревекку, дочь Вафуила Арамеянина из Месопотамии, сестру Лавана Арамеянина» (Быт.25:20). Итак, арамеяне – это национальность Авраама и его родни. Арамеи – племена, населявшие в древности Сирию, которая по-арамейски называется Арам. Арамейский язык был самым распространенным языком.

История еврейского народа начинается в Уре Халдейском приблизительно в 366 году после Всемирного Потопа, когда Бог призвал Авраама идти в землю обетованную. Но евреи – это не просто потомки Авраама, а потомки Авраама, Исаака и Иакова, получившего от Бога имя Израиль (Богоборец).

Название «еврей» произошло от слова «иврэй» (или «ибри»), которое с древнееврейского языка переводится как «скиталец», «странник», «путешественник», «люди из-за реки». Таким прозвищем хананеи называли Аврама во время его скитания в Ханаане. Так же стали называть и потомков Авраама. Впоследствии это слово стало признаком национальности. Говорили на языке иврит. Такова первая версия происхождения слова «еврей».

Скорее всего, именно это значение слова “еврей” имеет ввиду апостол Павел, когда пишет о том, что люди, искренне ищущие Бога, чтобы быть с Ним, осознают себя пришельцами на этой земле:

«Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. … они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город.»


(Евр.11:13-16)

По другой версии это слово произошло от имени Евер. «Были дети и у Сима, отца всех сынов Еверовых…» (Быт.10:21). Евер – правнук Сима, родоначальника семитов. «Фарра жил семьдесят лет и родил Аврама, Нахора и Арана» (Быт.11:26). Впервые в Библии слово еврей было употреблено в Быт.14:13: «И пришел один из уцелевших, и известил Аврама Еврея», помня о том, что Еврей Аврам – один из «сынов Еверовых».

В соответствии же с Торой Авраам назван евреем, так как весь мир находится – по своим мнениям и взгляду на жизнь – с одной стороны, а Авраам – с другой (“сторона” – эвер). Называя Авраама – иври, Тора подчёркивает одну из важнейших черт личности Авраама – способность идти против принятых мнений, задумываться самому обо всём, что окружает, и приходить к самостоятельным выводам. Это свойство дало ему возможность противостоять языческим воззрениям, глобально распространенным в те времена. Еврейские толкователи Торы говорят: «Авраам пришёл к выводу о том, что у мира есть единый Властитель, путём размышлений о гармонии, царящей в мире. Авраам сказал себе: возможно ли, что такой чудесный мир, преисполненный гармонии, не имеет единого хозяина и правителя? Несомненно, единый Бог управляет всем миром!» На протяжении двух тысячелетий, в течение которых евреи находились в изгнании среди различных народов с идеологией неверия, они стояли, подобно Аврааму, «на другой стороне» по отношению ко всем окружающим их. Несомненно, эту силу быть на стороне истины, невзирая на окружающий мир, евреи унаследовали от своего праотца – Авраама. Возможно, именно поэтому евреи унаследовали от Авраама и своё имя, которое происходит от слова иври.

Как нация еврейский народ образовался и сформировался намного позже (спустя приблизительно 400 лет) – во время жизни в Египте:

«Ты же отвечай и скажи пред Господом Богом твоим: отец мой был странствующий Арамеянин, и пошел в Египет и поселился там с немногими людьми, и произошёл там от него народ великий, сильный и многочисленный; но Египтяне худо поступали с нами, и притесняли нас, и налагали на нас тяжкие работы; и возопили мы к Господу Богу отцов наших, и услышал Господь вопль наш и увидел бедствие наше, труды наши и угнетение наше; и вывел нас Господь из Египта рукою сильною и мышцею простертою, великим ужасом, знамениями и чудесами…»


(Второзаконие 26:5-8)

Татьяна Кипнис

Похожие статьи

Оставить комментарий