Выдержка из книги “Кризис духовности, или что случилось с Церковью?”
Подробная информация о книге ЗДЕСЬ.
Глава 2. Глубокое разочарование в Боге
Давайте попытаемся объективно взглянуть на современную христианскую церковь, чтобы дать оценку положению дел. Мне кажется это очень важным, особенно сейчас, в период набившего оскомину постмодернизма, когда цели становятся размытыми, ориентиры — сбитыми. Церковь Иисуса Христа рвет на части. Она страдает — уже не от прямых нападок на нее, а внутренне. Ей брошен неожиданный вызов — не угрозами и репрессиями, а свободой и благополучием. Былая сплоченность христиан вокруг единой евангельской веры сменилась разрозненностью и раздробленностью на позиции. Каждая церковь предоставлена самой себе. Каждый христианин сам за себя. После богослужений люди разбегаются кто куда — словно время стало короче, дней меньше, а дел — больше. Для того, чтобы удержать прихожан в церкви более двух часов в неделю, необходим колоссальный творческий подход. Пасторы разъезжают по миру в поисках новых сногсшибательных идей, чтобы заинтересовать свою церковь… Богом. Стоит заметить, что новые идеи действительно помогают и, прежде всего, пастору. Чтобы не опустить руки. Чтобы убедить себя в важности своего служения.
Пожалуй, самым большим разочарованием является сегодняшнее равнодушие мира к Евангелию. Мы спрашиваем себя: если Слово Божье — это сила к спасению, то где результаты? Если оно «не возвращается тщетным» и «разбивает скалу», как об этом сказано в Слове Божьем, то почему мы этого не видим? Что произошло с Богом и Его желанием спасать грешников? Создается ощущение, что война закончилась, и мы продолжаем бродить среди мертвых душ, пытаясь хоть кого-то реанимировать к жизни. Мы продолжаем проповедовать грешникам о спасении, придумываем изощренные способы заманить молодежь в церковь. Нам кажется, что нужно быть еще ближе к миру, чтобы нас перестали считать фанатиками. Бокс, бодибилдинг, шейпинг, всевозможные тренинги и семинары — мы готовы чем угодно заняться, только бы нас приняли за «своих». Но если вы здравый, рассудительный христианин, то, скорее всего, задавали себе вопрос: где же результаты? Стоит ли «овчинка выделки»? Насколько далеко нужно заходить, чтобы приобретать друзей с целью их обращения к Богу? Где та грань, за которой дружба с миром приводит уже не к возрождению грешника, а к омертвлению христианства? Не пересекаем ли мы иногда невидимый рубеж, начертанный Богом, обрекая себя на безвозвратное удаление от источника, способного изливать «воды на жаждущее и потоки на иссохшее» (Ис. 44:3)?
Неужели на земле стало меньше грешников? Неужели люди перестали нуждаться в Боге? Мы цепляемся за крохи, видим в них оправдание огромных усилий и тем успокаиваем себя. Но при этом боимся признаться в главном: мы не имеем духовной силы. Судя во всему, проблема не в источнике этой силы, а в нас самих. Пока мы были на фронте, враг поработал в нашем тылу, причем искусным образом заметя следы. У нас осталось Божье Слово, но мы перестали слышать Бога. У нас остались молитвы, но мы перестали разговаривать с Богом. У нас остались песни, но мы потеряли дух поклонения.
Наверное, мы должны задать себе главный вопрос: что определяет настоящую, библейскую церковь? Я уверен, что найдется много желающих дать исчерпывающий ответ. Например, правильное учение, святость, экспозиционная проповедь, общение, служение, христоцентричность и т. д. Я думаю, если быть честными с самими собой, мы согласимся: нашим церквям нужно что-то большее. Нам нужна жизнь! Жизнь, в которой есть место для канонов, но которая возвышается над ними, чтобы дать живительное дыхание, свободу, вдохновение, радость и утешение. Удивительно, как часто мы проповедуем о том, где найти эту полноценную жизнь, и как мало мы видим ее в себе и в своих церквях. Мне кажется, в глубине души нас всех постигло страшное разочарование — в себе и, что самое страшное, в Боге. Давайте признаемся: наши чаяния великой Божьей силы оказались неоправданными. По инерции мы продолжаем проповедовать веру, способную двигать горы, но в реальности едва ли спасаем одного грешника.
Как служитель церкви, я иногда задаюсь вопросом: может быть мы сами никогда не испытали на себе движущей силы Духа Святого, если не ищем ее для своей церкви? А может, просто поверили тем, кто нас, зажженных пламенной любовью к грешникам, увещевал: «Ничего, дорогой! Пройдет время и успокоишься, станешь как все…»? Почему мы смиряемся с религиозным формализмом и духовным обмельчанием? Неужели мы действительно считаем, что, отсидев чинную литургию, прописанную по заранее известному сценарию, мы побывали на «духовном Фаворе»? Неужели это и есть «великое и недоступное», что Бог обещал открыть взывающим к Нему (Иер. 33:3)? Почему нас перестают волновать бездыханные тела под названием «Дом молитвы»? Неужели мы в какой-то момент поверили теоретикам-философам, мудро и богословски объясняющим бездействие Духа Святого в двадцать первом веке?
На этом фоне неудивительно увлечение новыми движениями под вывеской особой силы Духа Святого. Христианину нужна жизнь и, не находя ее в традиционной церкви, он бежит туда, где обещают ее дать — настоящую, пылкую и страстную. Так или иначе, горячие проповедники и яркая музыка убеждают ищущего христианина, что теперь он, наконец, оказался в Божьем присутствии. Он изо всех сил тянет руки к небу, искренне желая получить особую силу и жизнь с избытком. Его сердце жаждет перемен, ему так хочется быть нужным и любимым Богом! Ему хочется вырваться из серости обыденной жизни, чтобы обрести особые дары для служения великому Богу! Но взамен он получает крохи. Вспышку эмоций, временную радость, краткое вдохновение, которые на самом деле не меняют сердце. Со временем приходит разочарование в лозунгах и громких словах. Сила течения несет в своем русле тысячи христиан, жаждущих настоящей жизни, но все чаще они ощущают под ногами дно. Река оказалась совсем не глубокой.
В этом смысле, словно красная тряпка для быка, церкви харизматического толка раздражают фундаменталистов. Критика, порицание и осуждение льются рекой из уст умирающих церквей. «Это не наше! Это не библейское! Это чуждый огонь!» Так давайте зададим себе вопрос: А где тогда то «наше», в котором пламенеет правильный, Божий огонь? Можно сколь угодно критиковать новые веяния, но если моя церковь не спасает грешников, если она превратилась в болото и тихо умирает в закостенелой истине, то не оказался ли я в другой крайности?
Наши церкви стоят словно маяки для людей, терпящих бедствие в бушующем жизненном море, но мы должны признать: свет, исходящий из них, перестал привлекать. По всей видимости, грешники сомневаются, что такой маяк приведет их в нужную гавань. Некоторые из нас, поразмыслив, повесили на свои маяки табличку «последнее время», и на том успокоились. Другие — натирают фонарь, чтобы ярче светил. Третьи — создают громкий шум, чтобы обратить на себя внимание погибающих…
Потрясающая история произошла с рыбаками — учениками Христа. Петр, мастер-рыболов ловил всю ночь рыбу и ничего не поймал. Но вдруг появляется Христос и указывает на другое место. Якобы, там точно есть рыба. Петр смущен: его профессионализму брошен вызов. Но по слову уважаемого учителя он бросает сети в указанное место. И вот, результат потрясает воображение заядлого рыболова! Мне кажется особенно яркой фраза о том, что ученики ловили рыбу «всю ночь». Думаю, что без этой долгой, безуспешной ночи, ученики не оценили бы разницу между своими стараниями и Божьим повелением. Это был бесценный, практический урок для будущих созидателей Церкви. Но именно эту ошибку мы повторяем вновь и вновь. Мы трудимся «всю ночь» в поисках погибающих душ, в то время как у Христа — я в это свято верю — есть Слово для нас, его учеников, куда бросать сети и где ловить рыбу. Впрочем, дело даже не в самой рыбе. Я думаю, Петру и его помощникам уже не важна была рыба, когда они обрели нечто большее. Они, потерявшие всякую надежду, вдруг узнают голос своего Учителя! Они видят Его, воскресшего, лицом к лицу! Петр бросает свои сети и плывет к берегу. Ему нужна не рыба, а Христос. В каком бы служении я ни находился, что бы я ни делал и ни говорил, каким бы ни был результат, меня преследует одна мысль: неужели это все? Неужели Бог не хочет большего? Неужели это лучшее, что Бог может сделать через меня и мою церковь? Неужели Бог достиг максимума в моем городе? Неужели плоды моего служения — это все, на что способен Бог? Что-то здесь не так. Апостол Павел утверждает, что у нас есть Тот, «Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем» (Еф. 3:20). Иисус плакал о погибающем Иерусалиме, Он отдал жизнь за грешников, Он создал церковь как ковчег спасения, и не может такого быть, чтобы спасение грешников меня интересовало больше чем Бога!
Возможно, проблема в том, что нас перестал вдохновлять Сам Бог. Мы научились получать вдохновение не в Боге, а в творчестве — в поэзии, музыке, риторике. Мы нашли заменители Духа Святого внутри нас самих. Мы ждем, когда на сцену выйдет тот или иной «носитель» Духа Божьего — талантливый оратор, певец, стихотворец. Ждем, когда «прошибет» до души, чтобы получить долгожданное одухотворение. Если в былые времена простые, неграмотные проповеди касались глубины души, то сегодня мы стали чрезмерно избирательны. Популярностью пользуются те проповеди, в которых используется красивая риторика, множество интересных примеров и трогательных историй. Появился особый стиль «крутых» проповедников, которые умело используют современный жаргон. Кажется, что в них бурлит неиссякаемый запас фонетических словообразований. Нужно признаться: людей все больше завораживает не Бог как Личность, а вербальная пиротехника на сцене. То же самое можно сказать о музыке. На богослужениях нам хочется слышать талантливых музыкантов — хоть эстрадного, хоть классического толка. Главное — чтобы душу зацепило. По большому счету, хроническая духовная жажда стала лечиться душевной пилюлей, временно снимающей боль. Как следствие — все больше споров о богослужебной практике. Потому что оцениваем не духовное, а душевное.
Самое страшное — если мы привыкаем. Привыкаем к тому что есть, к неизбежности. Привыкаем к шумному прославлению, привыкаем к хоровому пению. Привыкаем к маскам духовной святости, к изощренным речам, к красивым молитвам. Привыкаем к постылым лицам прихожан, научившимся изображать святость, но разучившимся реагировать на настоящую жизнь. Привыкаем быть разочарованными Богом.
Позвольте поделиться с вами историей одной девушки, искренней христианки. В свое время она стала членом нашей церкви, переехав из другого города, где вместе с родителями посещала традиционную евангельскую церковь. Нетрудно было заметить некую растерянность одинокой девушки, впервые вырвавшейся из родительских стен и из привычной атмосферы консервативной церкви. Некоторое время она не могла понять, что происходит. Являясь крещенной по вере христианкой, с детства приученная к строгому соблюдению моральных принципов, она стала обнаруживать в себе глубокий духовный пробел. Она как будто прозрела после долгой слепоты и увидела вокруг себя красочный мир. С замиранием сердца она слушала проповеди, в которых главным призывом было не исполнение закона, а личные отношения со Христом и жизнь, наполненная Божьим Духом. Сухие истины Евангелия стали обретать краски, и Дух Святой стал касаться сердца. Библия обрела Божий голос, песни перестали выражать одну лишь гармонию правильных звуков и слов. Она стала ощущать побуждение Духа Святого впервые в жизни по-настоящему искать Божьего лица. Лишь спустя некоторое время она поделилась этой историей с близкими ей людьми в церкви. Она благодарила Бога за то, что Он коренным образом изменил ее жизнь, просто поместив в ничем не примечательную, но живую церковь.
Однако, через несколько лет ей пришлось вернуться домой. Оказавшись в стенах родной церкви, она написала это письмо, от которого мне стало больно. С ее разрешения я делюсь с вами выдержками из ее размышлений:
«Живя в другом городе, я поняла, как это классно, когда церковь является одним из важнейших аспектов твоей жизни, а, например, учеба — это всего лишь фон. Это дает силы, это возвышает над обыденностью и рутиной, это придает вкус жизни! Здесь же все наоборот. Похоже, что для многих церковь является этим фоном! Я сижу на собраниях, слушаю проповеди и удивляюсь: как так получается, что проповедуют верно, говорят истинные вещи, но я не вижу, чтобы это действовало в церкви. Я знаю и верю словам: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее», следовательно, эта церковь, нравится она мне или нет, создана Богом. Но тогда я не понимаю, где сила Бога, действие Святого Духа? Может, я слишком критична, может я не права? Я искренне хочу, чтобы Бог открыл мне это, но пока я в фазе задавания вопросов и больших непониманий. На мой взгляд, здесь очень много внимания и сил сфокусировано на том, что не есть суть, и что совсем неважно. Например, внешний вид, или кто как собирает волосы или вообще их не собирает. В первое же воскресенье после служения ко мне подошла девушка и сказала, что она хочет меня обличить в том, что я не собираю волосы. Я была в шоке, я не ожидала, что такое может быть! (волосы у меня были собраны как обычно «крабиком», но этого оказалось недостаточно). Она сказала, что это может быть преткновением другим… Им что, мои волосы мешают молиться или Библию читать?..»
К сожалению, на этом история не заканчивается. Примерно год спустя эта девушка написала еще одно письмо:
«Две недели назад я ушла из нашей церкви… Я больше там не могу быть. Я искренне старалась, мне очень нравилась детская работа, которой я занималась. Мне нравилось что-то делать в нашей церкви, хотя и было тяжело иногда. А тут я узнала, что я пою не те песни, не так выгляжу, как некоторым нужно, и вообще, я вся не такая, какая должна быть… Все началось из-за песни «Величие, Божье величие». Оказывается, ТАКИЕ песни никогда не звучали в нашей общине, у них мелодия не та. Какой бред… Даже толком не могут объяснить, что не так, и, главное, почему это вдруг такие песни нельзя петь. Есть люди, которые могут тебе в лицо улыбаться, делать вид, что они твои друзья, а за глаза говорить, что тебя из церкви исключить нужно. Может быть я как-то однобоко смотрю на ситуацию и не вижу всей картины… Но я поняла, что я так больше не могу, меня эта община не созидает, а наоборот, я становлюсь такой же. И я этого не хочу… Я хочу другого… Мне нужна, просто необходима свобода от этого духа традиций! Поэтому я просто ушла, сказала, что не могу больше посещать эту церковь и все, не называла никаких имен. Пастор знает все причины и всю суть проблемы. Из разговора с ним я поняла, что его самого тоже не устраивает данное положение вещей, но почему-то никаких перемен не происходит… Пока буду посещать другие церкви…»
Я не побоюсь сказать, что перед нами лишь одна из множества подобных историй. Мне не раз задавали вопрос: стоит ли выходить из церкви, которая тебя не устраивает? Не помню, чтобы я когда-либо советовал это делать. В конце концов мы можем сами стать источником огня для той церкви, где, как нам кажется, давно ничего не горит. Ведь бросить и убежать проще всего. Я всегда учу тому, что церковь — это семья для тех, кто духовно родился и вырос в ней. А из семьи не уходят просто так, если только у тебя никогда не было отношений с родителями. Если только дом, в котором ты вырос, не был всегда пустым…
Мы можем осуждать людей, убегающих из церкви в поисках новизны, но почему бы нам, «родителям», не посмотреть на себя, и не задать себе простой вопрос: является ли моя церковь действительно Отчим домом для духовных младенцев, где они узнают Своего небесного Отца и обретают с Ним самые настоящие, живые, близкие отношения? Если это так, то никакая сила на свете не заставит детей убежать из дома любящего их Отца. А что, если это не так? Какими «коврижками» можно удержать детей в пустующем доме, где шли бесконечные разговоры об их Отце, но личной встречи так и не произошло? Вместо Отчего дома наши церкви становятся похожими на библиотеку, куда мы приводим детей для изучения характера их Отца, инструктируя их соблюдать оставленные Им предписания, обещая, что в конечном итоге они станут ближе к Нему. Какой жестокий обман! Такие места привлекательны для ученых, но никак не для детей, жаждущих настоящих отношений! Они хотят видеть Отца лицом к лицу, обращаться к Нему, получать ответы и ощущать любовь. Разве не для этого была создана церковь? Разве Иисус не обещал являть Свое присутствие?
Если вы являетесь служителем церкви, то задайте себе несколько вопросов. Какова главная цель внутренней жизни вашей общины? Если отложить в сторону повсеместный призыв благовествовать, то к чему мы еще ведем и направляем людей в своей церкви? Делаем ли мы все возможное, чтобы привести каждого члена церкви к близким отношениям с Христом? Или цель нашей проповеди — бесконечное очищение вечно неприглядного наряда Невесты Христа? Верим ли мы вообще в то, что Христос уже сегодня с нами и что грядущий Брачный пир Агнца — это не первое свидание, а празднование отношений, обретенных на земле? Какая атмосфера созидается на наших богослужениях и в повседневной жизни церкви? Кто созидает эту атмосферу? Попытайтесь дать оценку духу вашей церкви. Попросите, наконец, христиан других церквей сделать это для вас! Очень важно понять, кто созидает этот дух — мы, люди, или Дух Святой? Для этого не нужно быть большим богословом, достаточно обычной человеческой честности и искренности.
Не превращаемся ли мы в лабораторию по искусственному воспроизводству духовных существ: химича, смешивая духовные реактивы в различных пропорциях, поджигая и даже взрывая вещества, способные породить духовную жизнь? Я вас уверяю, что результатом всегда будет плотское. Потому что за отсутствием Духа Святого мы неизбежно конструируем самодельную духовность — пусть даже по книжке, по самому духовному руководству — Библии. Мы прикладываем массу усилий, чтобы смоделировать действие Божьего Духа; мы придумываем сложные схемы духовного формирования. Мы создаем видимость движения, чтобы убедить себя в отсутствии духовного застоя. Мы самоотверженно занимаемся селекцией, очищением и ограждением церкви от мирских примесей. Апостол Павел в ужасе писал неразумным Коринфянам:
«Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе» (2 Кор. 11:3).
Простота во Христе — это, прежде всего, простота в отношениях с Ним. Поиск Божьего лица, искреннее общение с Ним, исполнение Духом Святым. Надо признать, что чем дальше мы уходим от Божьего присутствия, тем более несовершенной кажется нам церковь. Отсутствие полноты Духа Святого в нашей среде опускает планку нашей духовности до уровня плотской душевности. Духовное неудовлетворение переводит наш взгляд с Христа на людей. Нам начинает казаться, что вокруг нет должной святости, нет полноценной любви и просто нет нормальных христиан. Мы обращаем внимание на неблагочестивый внешний вид сестры, на поведение брата, на характер пастора и его жены; мы морщимся от невнятной речи проповедника и наливаемся яростью от вида поднятых рук. Другими словами, чем меньше в нас Духа Святого, тем больше вакуума, требующего восполнения.
Далеко не каждый христианин готов признаться самому себе в том, что на самом деле его постигло разочарование в Боге. Многих из нас пугает одна лишь мысль об этом. Но причина нашего разочарования кроется не в Боге, а в нас. Что-то мы недопоняли, что- то не увидели, что-то пропустили. Возможно, мы строили духовную жизнь на одних лишь сухих доктринах и библейских заповедях. Возможно, мы перестали искать Бога как Личность. Возможно, мы сделали чрезмерный акцент на душевном творчестве. Возможно, мы приняли христианство как правило жизни, а не как саму жизнь. Так или иначе, проблему следует искать в своем сердце.
Мне особенно больно видеть разочарованных служителей, пасторов, лидеров. Самые крепкие из них продолжают надрывно нести бремя служения, мучая себя и других. Но многие не выдерживают. Кто-то оставляет служение, кто-то продолжает плыть по течению, опустив некогда высокую планку до минимума.
Меня сильно огорчает та степень цинизма, с которой многие христиане стали относиться к современной церкви. Читая комментарии к той или иной статье в интернете, я ужасаюсь, как много людей разочарованы христианством в существующей форме. По всей видимости, они столкнулись с серьезной преградой, которая не позволила им влиться в общение детей Божьих. Пожалуй, каждого христианина рано или поздно постигает определенная степень разочарования. Нужно сказать, что это очень важный и нужный этап духовного взросления, о котором мы будем говорить подробней чуть позже. Нам не следует винить Бога, церковь или отдельных людей в том, что мы переживаем. Как бы страшно это ни звучало, но на определенном этапе нашего духовного формирования Бог выступает в роли Разрушителя. Этому есть причина, поскольку все мы, люди, по большому счету, одинаковы и зависимы от греховной природы. Бог созидает хорошую основу для того, чтобы пробудить нечто новое и совершенное. Гораздо хуже, если мы слишком упрямы, чтобы признать свою нищету и взыскать всем сердцем Бога.
Пророк Исаия одним предложением очень точно и ярко описал состояние многих современных христиан. Мне кажется, в этой одной фразе скрыто так много боли, которую мы боимся высказать вслух. В ней, как в зеркале, отражены мы — потерянные и одинокие христиане, жаждущие видеть Божью славу и не могущие найти ее. После того, как вы прочитаете эти слова, сделайте паузу. Помолитесь Богу. Признайтесь себе — не обокрал ли вас дьявол, похитив самое драгоценное? Не превратились ли вы в формалиста, соблюдающего все заповеди, но так и не нашедшего Божьего Духа, наполняющего жизнь избытком? Эти слова, записанные Исаией, были криком души целого народа, некогда пережившего величайшую Божью силу и могущество. Испытав безграничную щедрость Небесного Отца, они теперь стали изгоями. Они покинуты Богом. Они лишены Его присутствия. Вот эти слова:
«Мы сделались такими, над которыми Ты как бы никогда не владычествовал и над которыми не именовалось имя Твое…» (Ис. 63:19).
Выдержка из книги “Кризис духовности, или что случилось с Церковью?”
Подробная информация о книге ЗДЕСЬ.