Выдержка из книги “Кризис духовности, или что случилось с Церковью?”
Подробная информация о книге ЗДЕСЬ.
Глава 11. Мечта, ради которой стоит жить
Если вы являетесь возрожденным христианином, и тем более служителем, то у меня к вам вопрос, который я считаю принципиально важным. Какова цель вашей жизни? Какова ваша мечта? Чего вы действительно хотите достичь в служении Богу? На моей практике, самым популярным был следующий ответ: «Прославить Бога своей жизнью». Очень размытый, никому ни о чем не говорящий ответ. Я возьму на себя смелость утверждать, что таким образом мы оправдываем отсутствие какой-либо цели вообще. Мы должны признать, что у нас, возможно, вовсе и нет мечты. Есть только благие намерения. Но я верю именно в мечту. Верю в то, что настоящий Божий служитель — это человек мечты. Но эта правильная, угодная Богу мечта должна быть далека от амбиций и добрых побуждений, с которыми мы нередко активно вступаем на поприще служения. Эта мечта должна быть не в том, чтобы проповедовать массам людей или просто угождать своей жизнью Богу. Я верю, что настоящая мечта живет в наших сердцах, но мы не всегда в состоянии ее озвучить. В чем же она состоит?
Позвольте мне открыть вам свое сердце. Главная мечта моей жизни в том, чтобы как можно чаще быть вторым. Что это значит? Я мечтаю, как можно реже использовать свои таланты, позволяя Духу Святому быть ярче, громче и сильнее чем я. Я мечтаю быть свидетелем и участником Божьей сокрушающей силы. Я мечтаю, как можно чаще уходить в сторону, за кулисы, когда на сцену выходит Сам Бог. Я мечтаю, находясь на кафедре, чаще и чаще терять дар красноречия, чтобы наблюдать силу простых слов, облеченных могуществом Духа Святого. Я мечтаю, как можно чаще видеть реакцию людей, переставших замечать меня. Я мечтаю видеть глаза людей, в которых страх, трепет и сокрушение смешиваются с восторгом Божьего присутствия. Другими словами, я просто мечтаю, как можно чаще уходить на второй план. Быть не первым, а вторым.
Ваша мечта, как христианина, может быть сформулирована другими словами, но если она не связана с переживанием Божьей могущественной силы через ваше служение, то вам, я думаю, нужно многое переосмыслить. Апостол Павел был по своей природе очень деятельным человеком, таким, о ком часто говорят: «У него активная жизненная позиция». Глядя на его жизнь, мы делаем поспешные выводы о том, что нам нужно подражать таким как он в их неустанном труде, служить не покладая рук. Но я не хочу свое служение Богу втискивать в рамки обыкновенной активности, подражать успешным людям. Откровенно говоря, меня никак не вдохновляет темперамент Павла! Но то, с чего я действительно хотел бы брать пример в его служении, описано в его послании к колосской церкви: «…для чего я и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно» (Кол. 1:29). Быть таким сосудом, через который Божья сила может могущественно изливаться на других людей — это самая лучшая мечта христианина. Но для этого каждому из нас однажды нужно испытать на себе лично Божье присутствие, ощутить сокрушающую силу Духа Святого и Его любящие объятия. Нам нужно хотя бы однажды в жизни пережить исполнение Духом Святым. Это самый ценный опыт, который мы можем получить в служении.
Одно из самых ярких переживаний Божьего присутствия произошло со мной много лет назад, когда я жил и учился в Америке. Надо сказать, что это был не самый лучший период моей жизни, потому что во мне происходили те самые духовные битвы, которые испытывают многие молодые люди. Сомнения, искушения, отчаяние, непонимание, разочарование в себе и даже в Боге — это лишь малая доля переживаемых в тот период волнений. Много раз я в отчаянии взывал к Богу в поисках Его Лица, но Бог словно убегал от меня. Будучи возрожденным христианином, пережившим искреннее обращение к Богу, я имел уверенность в спасении и вечной жизни, но я понимал, что этого недостаточно. Я видел в себе потенциал служителя, но понимал, что мне нечего дать людям. Я умел проповедовать, но знал, что это лишь то, на что способен я, как человек. Мне хотелось иметь особую силу Духа Святого, о которой так много упоминается в Новом Завете. У меня было ощущение, что Бог в определенный момент заложил в моем сердце динамит, который должен взорваться. Но ничего не происходило.
Однажды меня пригласили на очередную пасторскую конференцию, где главным спикером был обыкновенный пастор самой обыкновенной церкви. Забегая вперед, могу сказать, что это событие перевернуло все мои представления о Боге, но, что удивительно, я до сих пор не могу вспомнить имя того проповедника. У него были спокойные, взвешенные проповеди, очень много хороших мыслей. Его манера донесения Божьего Слова была уникальна тем, что она ничем не впечатляла. В первый день было несколько хороших проповедей. На второй день — то же самое. Под конец дня всем хотелось домой. В этот день вечером было обычное собрание и такая же обычная проповедь. Тему проповеди я помню только в общих чертах — что-то об овцах и Добром пастыре. Возможно, это была десятая глава Евангелия от Иоанна. В помещении было около ста пасторов и служителей небольших, поместных церквей. Как и многие другие, я записывал в блокнот интересные мысли и параллельно мечтал о своих делах. В моем случае это была предстоящая свадьба.
В какой-то момент стало происходить что-то необъяснимое. Мое сердце стали цеплять слова, которые до сих пор ровным слоем укладывались на дорожку давно протоптанных истин. В каком-то смысле я перестал слышать проповедника, потому что постепенно каждое слово стало стрелой пронзать душу. Я хорошо помнил день своего покаяния, но в этот момент я ощутил себя еще большим грешником, чем до сих пор. Я вдруг увидел себя самой паршивой овцой в Божьем стаде и при этом, что удивительно, я всей душой ощущал бесконечную любовь Пастыря к таким как я. Эту любовь нельзя было описать словами, но я просто знал, что так меня никто и никогда не любил. С каждой новой фразой проповедника я был все более потрясен ощущениями, которые сложно назвать человеческими чувствами. Никогда до сих пор я не находился в Божьем присутствии столь ясно и очевидно. Несмотря на всю свою потерянность, я ясно понимал, что в этот момент сила Духа Святого стала наполнять маленький зал, в котором мы собрались. Вместо привычного образа Доброго Пастыря передо мной предстал Тот, о Ком я так много знал, к Кому стремился всей душой, но Кто до сих пор оставался где-то вдали. Это был Он — тот Бог, о котором я проповедовал другим, и к Которому у меня самого было так много вопросов. Меня не покидало чувство трепета и страха перед этим святым Богом. Слезы стали одна за другой капать в блокнот, и я уже ничего не мог писать. Мне было неловко перед другими, и я тайком утирал слезы. Я не знал, что делать, но я понимал, что впервые в жизни нахожусь так близко к Богу. Божье присутствие все сильней охватывало меня. Это было необъяснимо. Это было невыносимо больно и при этом прекрасно. Чувство стыда и сокрушения в грехах смешивалось с трепетом и восторгом от Божьей близости. Я уже не мог прятаться и слезы буквально ручьем текли по щекам. Каждое новое слово проповедника острой стрелой пронзало сердце. Мне хотелось рыдать, но я всеми силами сдерживал себя. В этот момент проповедник призвал к молитве и тут произошло нечто еще более невероятное. Я услышал позади себя мужские рыдания. Вначале одного, затем другого пастора. Громкие молитвы и даже вопли стали заполнять комнату. Мне хорошо запомнилось, как один из знакомых мне пасторов маленькой церкви, довольно грузный мужчина, упал сначала на колени, а затем лицом вниз, и начал громко кричать: «Господи, помилуй меня!!!» Он повторял это бесконечное количество раз. Со всех сторон возносились молитвы покаяния, наполненные слезами и просьбами о милосердии, — они слились воедино в одном порыве. Нет смысла говорить, что я уже не сдерживал и себя. Это было настолько явное присутствие Бога, что Его, казалось, можно было ощущать физически. Эта молитва, поднявшая небольшую кучку пасторов на высоту небес, продолжалась долго, не знаю сколько. Возможно, час или два, а может и больше. В тот момент никто не считал время. Я только помню, что в тот день все мы пропустили ужин…
Восторг от Божьего присутствия и Его силы остался навсегда печатью в моем сердце. Это событие не только позволило мне ощутить Божье присутствие, но и дало сильнейший стимул к новой жизни. Это было подобно взрыву, последствия которого я продолжал испытывать многие месяцы. Многое изменилось с тех пор в моих отношениях с Богом. Но, что удивительно, у меня до сих пор нет ощущения, что это сделал проповедник. Да, он был в тот момент правильным инструментом в Божьих руках, возможно, даже единственным, кого Бог в тот момент и в том месте мог использовать для Своей славы. Но это было исключительно действием Духа Святого. Для меня лично это событие стало своего рода критерием духовной высоты, мерой, которой я буду измерять Божье присутствие всю оставшуюся жизнь. Я уверен, что Бог захотел показать мне и другим то, что Он может сделать здесь на земле и то, чего мы должны жаждать всем сердцем. Откровенно говоря, таких моментов переживания Божьего присутствия в моей жизни было немного, но стремление к этой высоте приводило меня к удивительно близким отношениям с Богом. Я сделал важный вывод: если я знаю, о чем мечтать, я могу к этому стремиться. Более того, я имею на это право, и я знаю, что этого желает также и Бог. И чем больше я жажду Божьей силы, тем ближе Он приблизится ко мне. Современная жизнь суеты и многообразия служений выхолащивает нас в попытках приблизиться к Богу. Я уверен, что в этом заинтересован и дьявол, который удерживает нас от того места, где кроется источник настоящей духовной силы.
Когда речь заходит о переживании Божьего присутствия, я слышу самые противоречивые мнения. Некоторые считают, что все рассуждения об особом исполнении Духом Святым и о жизни с избытком — это духовная романтика, не имеющая практической ценности. В этом смысле одним из самых больших «романтиков» был апостол Павел с его призывами: «Духа не угашайте» (1 Фес. 5:19) и «духом пламенейте» (Рим. 12:11). Многие из нас мертвой хваткой держатся за Богословие с большой буквы, считая его верным гарантом стабильности, надежности и уверенности в будущем. Это действительно так. Но иногда за утверждениями подобного рода кроется духовная пассивность и лень. Нам кажется, что уж лучше быть в тишине и спокойствии истины, чем в буре и пламени заблуждений.
Если это так, то позвольте задать вам очень простой вопрос: что делать с тем множеством библейских текстов, которые призывают нас исполняться Духом Святым и служить Богу в Его особой, могущественной силе? Каким методом библеистики мы готовы заштриховать половину Библии, чтобы эти тексты не резали наш умиротворенный слух? Не пытаемся ли мы подстроить Библию под нашу зону комфорта? Не кроется ли в этом отсутствие жажды к поистине духовной жизни?
Меня удивляет, как сильно запугал нас дьявол мыслями о Духе Святом. Как легко ему удалось убедить нас в том, что сила Духа Святого совсем не обязательна, что мы вполне можем справиться без нее. Мы боимся затрагивать сферу, в которой особым образом действует Бог. Мы как будто бы боимся открыть «ящик Пандоры». Если мы настолько пугливы и не доверяем Богу, то о какой жизни с избытком может идти речь? Да, если мы не способны различать крайности, не хотим прилагать усилий, чтобы отыскать правильную, золотую середину, то нас обязательно вынесет на одну из духовных обочин. Но, выбрав путь наименьшего сопротивления, мы просто отказываемся от полноты духовной жизни.
Я хочу еще раз подчеркнуть: переживание Божьей силы в служении и в личной жизни не может быть оторванным от истины Священного Писания. Более того, если мы не пребываем в истине, не укореняемся в Божьем Слове, то у нас всегда есть опасность попасть под влияние эмоций. Наши чувства, какими бы они ни были духовными, не могут быть основой восприятия Бога. Именно Слово Божье является фундаментом веры и практики жизни. Оно регулирует нашу ежедневную жизнь, наши поступки и желания. Но результатом познания Бога через истину должно стать нечто большее, а именно обретение силы, превышающей наши человеческие возможности, для служения великому Богу. Истина без Духа, как и Дух без истины не имеют практической силы. Поэтому апостол Петр утверждает: «…послушанием истине чрез Духа», то есть, объединяя эти два компонента, мы способны приносить духовные плоды (1 Пет. 1:22).
В следующих главах я хотел бы описать те цели, которые должны быть у каждого христианина, и тем более служителя. Это наши ориентиры духовности. Если хотите, это очаги, в которых может вспыхнуть огонь. Это места нашего паломничества. Это те остановки, которые Бог проложил на нашем маршруте. Без них духовная жизнь будет пустой и бессмысленной. Я всем сердцем желаю вам встать с дивана и совершить это незабываемое путешествие, чтобы всем сердцем полюбить Бога и настолько прилепиться к Нему, чтобы уже никогда не возвращаться в серую обыденность религии.
Выдержка из книги “Кризис духовности, или что случилось с Церковью?”
Подробная информация о книге ЗДЕСЬ.