Выдержка из книги “Кризис духовности, или что случилось с Церковью?”
Подробная информация о книге ЗДЕСЬ.
Глава 5. Отношение к музыке и поклонению
Говоря о крайностях, стоит особым образом затронуть тему музыкального служения. В наше время такие понятия как «духовная музыка» и «духовное пение» вызывают самые различные толкования. Нужно признать, что для старшего поколения верующих духовными признаются, как правило, классическое хоровое пение, симфонические оркестры, и, конечно же, традиционные гимны, с которыми во времена гонений христиане шли в тюрьмы и умирали за веру в Христа. У таких христиан нередко появляется отторжение к словосочетанию «духовное прославление», потому как «прославление» в нынешнее время подразумевает новый стиль, новые песни и новые инструменты.
Много споров рождается по поводу музыки и пения в церквях. На мой взгляд, слишком много, чтобы молчать об этом. Откровенно говоря, мы отстаиваем свою позицию, прежде всего основываясь на внутренних ощущениях, на культурных традициях, на опыте — как духовном, так и светском. И уже во вторую очередь пытаемся использовать Библию в качестве адвоката своих музыкальных пристрастий. Но Божьему Слову следует отдать должное: оно «работает» на обе стороны. Как бы мы ни старались отыскать любимый нами стиль музыки или форму песнопения в Библии, дух Писания подтверждает лишь одно: дело не в форме исполнения и не в инструментах. Духовность музыке дает не тональность, не гармония аккорда, и даже не слова, но сердце, исполненное Духом Святым. При этом, если мы считаем, что исполненный Духом христианин обязательно полюбит хоровое пение или танцы под барабаны, то мы глубоко ошибаемся.
Мы с вами стали свидетелями перелома в культуре духовной музыки, но вместо того, чтобы обратиться к источнику духовности, разбежались в противоположные стороны. Думаю, что виноваты в этом прежде всего мы, пасторы традиционных церквей. По большому счету, мы сделали музыкальное служение лишь придаточной формой богослужения, способом сосредоточить прихожан на проповеди. Наш акцент на Слове Божьем вытеснил важнейшую форму поклонения Богу на задворки отношений с Богом. Музыка и пение стали прослойкой между библейскими размышлениями, возможностью встряхнуться, размять ноги. Появление новых стилей дало возможность еще более разнообразить двухчасовое богослужение. В результате мы стали спорить, до какой степени мы можем экспериментировать с разнообразием. Защитники старых гимнов утверждают: в них больше содержания, чем в новых, однокуплетных песнях. В ответ мы слышим: новые песни более эмоциональны и дают большую свободу чувствам. Этот спор бесконечен и вряд ли возможно найти решение, если речь идет о наших сердечных предпочтениях. Но то, что нам действительно нужно понять, — это то, что, никакой музыкальный стиль в мире и никакая песня сама по себе не способны рождать духовность.
Я не пытаюсь сбросить со счетов наши пристрастия, но хочу донести одну истину: расфасовав стили по разным церквям, мы, возможно, так и не определили для себя главного, для чего вообще задумана музыка. Она сама по себе не духовна, но дарована нам Богом, как я считаю, для двух целей. Во-первых, чтобы выразить состояние нашего сердца, возвести в высшую степень наши внутренние переживания. По сути, это наша молитва к Богу, воспетая в уникальной, творческой форме. Во-вторых, музыка дана для того, чтобы возвеличить Бога в Его красоте, могуществе и славе. Музыкальное поклонение — это ни что иное как провозглашение Божьей власти и преклонение перед великим, чудесным Богом. Именно эти две формы выражены в библейских Псалмах, часть из которых являются песнями-молитвами, другая часть — песнями прославления Бога. Делая акцент лишь на одной из этих форм, мы уходим в крайность. Если же говорить о музыкальных инструментах, то их задача сводится только к одному: усилить наше поклонение Богу и сделать его более ярким: «И я буду славить Тебя на псалтири, Твою истину, Боже мой; буду воспевать Тебя на гуслях, Святый Израилев!» (Пс. 70:22).
Нужно также отметить, что есть разница между общим пением и поклонением Богу. В Библии нет такого понятия, как «общее пение», хотя мы не сомневаемся, что оно имело место в первой церкви. Но почему-то в традиционных церквях мы сделали акцент именно на этой форме, а не на прославлении Бога как таковом. По факту, пением гимнов мы стараемся объединить верующих, а не прославить Господа. Иначе, как можно объяснить унылую посредственность и отсутствие какого-либо восторга в песнопениях? Общее пение стало «колокольным звоном», призывающим христиан к молитве и Слову Божьему. Впрочем, в процессе богослужения оно помогает нам ощутить единство, воспеть наши ценности, утвердить веру в Евангелие. В традиционных церквях это стало неизменным атрибутом богослужебной практики. Хорошо ли это? Думаю, что да. Если бы не одно «но». Прославление Бога в полном смысле этого слова — достойное, возвышенное, искреннее и тем более чувственное — навсегда вычеркнуто из нашей жизни.
Многие годы занимаясь музыкальным служением, я тем не менее не считаю себя экспертом в вопросах духовной музыки. Но, как простой обыватель, я задаюсь вопросом: почему мы боимся выражать Богу свои чувства в музыкальном поклонении? Я воспитывался в традиционной церкви и мне очень хорошо знаком ступор, в который такие как я впадают при виде, например, поднятых рук. Но я прекрасно понимаю, что виной тому не испорченное кем-то богословие, а среда моего воспитания. Я научился выражать свои чувства по-другому, незаметно. Вернее, я научился их сдерживать. Этому нет никакого библейского основания, это лишь культура моего воспитания, не более того. Зная это, я встаю перед выбором: либо оставаться в комфортной зоне, уважая и принимая другие способы выражения чувств, либо меняться, находя современное прославление более естественным способом поклонения Богу. Это мое решение, мой выбор. Но скажите, имею ли я право, как пастор, навязывать молодым людям, выросшим в другой культуре, в свободе вероисповедания, свой, ущербный способ выражения чувств? Почему сегодня традиционные протестантские церкви всем своим видом и практикой превозносят культуру сдерживания над культурой открытого провозглашения Божьего величия? Вместо того, чтобы признать свои комплексы, заложенные особенностями советского воспитания, мы внушаем их новому поколению. Мы запрещаем радоваться, чувствовать, веселиться, выражать эмоции, как будто эти явления порождены адом. Никто не обязывает нас менять свои личные привычки, но почему мы бдим над ними, как над сокровищем? Почему мы сделали их достоянием церкви? Кто дал нам такое право? На каком основании мы требуем от молодежи копировать культуру выживания, крепко заложенную в нас временами гонений, когда рождались печальные и глубоко пережитые гимны?
Я ни в коей мере не превозношу новые песни и новые стили над старыми. В классических гимнах есть своя ценность и они действительно гораздо глубже, если говорить о богословии. Но кто сказал, что прославление Бога должно иметь богословскую глубину? Кто внушил нам этот миф? Я нередко слышу недовольные возгласы старшего поколения верующих: «Опять эти однокуплетные песни!», «Опять эти бесконечные повторения одной фразы!» Постойте, но когда ребенок в восторге от подарков на Рождество, и ему хочется выразить свою благодарность, разве он обращается к высказываниям древних мудрецов? Разве он задумывается над глубиной сказанных фраз, пытаясь наиболее многословно и многогранно выразить чувства? Если вы считаете, что слишком короткие и простые песни характеризуют духовных младенцев, а нам, духовным «старцам» это не к лицу, то в этом и кроется корень проблемы. Не к нам ли обращал Свои слова Христос: «…истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:3)?
Почему мы потеряли простоту выражения Богу своей благодарности? Почему мы считаем, что яркое выражение чувств неугодно Богу? Мы не стыдимся плакать в покаянии, но стоит кому-то выразить эмоции другого рода — он тут же превращается в овцу «не нашего стада». Я не побоюсь сказать, что именно мы, традиционные христиане, стали причиной разделения в церквях, мы породили новые движения «харизматии», выставив за дверь тех, кто умеет чувствовать, умеет переживать, умеет радоваться. Мы провели черту между «зрелыми» и «младенцами», и на том успокоились, забывая, что Божья система оценок может кардинально отличаться от нашей.
Мне непонятно, почему, читая Библию вдоль и поперек, мы остаемся слепыми к явным призывам воздавать Богу достойную хвалу, выраженную не только в громкости, но и в самых настоящих, ярких эмоциях. Давайте посмотрим на некоторые из этих призывов:
- «Пойте Ему с восклицанием» (Пс. 32:3);
- «Восплещите руками все народы, воскликните Богу гласом радости» (Пс. 46:2);
- «Воскликните Богу, вся земля» (Пс. 65:1);
- «Хвалите Его на кимвалах громогласных» (Пс. 150:5);
- «Восклицайте Господу, вся земля; торжествуйте, веселитесь и пойте; пойте Господу с гуслями, с гуслями и с гласом псалмопения; при звуке труб и рога торжествуйте пред Царем Господом» (Пс. 97:4–6);
- «Благословите ныне Господа, все рабы Господни, стоящие в доме Господнем, во время ночи. Воздвигните руки ваши к святилищу, и благословите Господа» (Пс. 133:1–2);
- «Хвалите Господа, ибо благо петь Богу нашему, ибо это сладостно, — хвала подобающая» (Пс. 146:1).
Если только мы не читаем Библию выборочно, мы должны признать: многие из нас уже давно не прославляют Бога. Многие церкви просто захлопнули дверь в эту сферу. Мы стали называть прославлением те элементы богослужения, которые не то чтобы недостойны Бога, — они недостойны даже современного человека, которого мы пытаемся привести в церковь. К примеру: можно ли хоровым пением достойно прославить Бога? Думаю, да. Если только это пение действительно выражает хвалу и поклонение. В моем, сугубо личном представлении, это должен быть большой хор, в котором все без исключения имеют яркий талант от Бога. Другими словами, такое пение должно поднимать дух человека на высоту, вдохновлять его восхищаться Богом. В связи с этим я никак не могу понять, по какой причине небольшие церкви, состоящие большей частью из пенсионеров, создают собственные хоры. Кому это нужно? Это выглядит не иначе как пародией на хвалу Богу. Мы ухватились за мифический образ святой церкви, в которой обязательным атрибутом должно быть хоровое служение. На мой взгляд, в небольших церквях есть своя, особая сила — сила единства, сила домашней атмосферы, сила взаимно скрепляющих связей, но никак не сила имитации величия! Мне так и хочется сказать пасторам таких церквей: распустите хористов! Перестаньте угашать Духа Святого! Сбросьте с себя оковы формализма и станьте проще, в любви объединившись вокруг Евангелия! Перестаньте обманывать себя в том, что такое пение нужно Богу или людям! Самодеятельность — это здорово, но ему не место в богослужении, если только мы не собираемся на шоу талантов.
Пожалуй, я сделаю отступление и расскажу о себе. Мне очень близки старые гимны, потому что я вырос в традиционной евангельской церкви и, мне кажется, я их впитал с молоком матери. Что-то особенное пробуждается во мне, когда я в тысячный раз пою с церковью «Иисус души Спаситель, дай прильнуть к Твоей груди» или «Ты со мной, да, Господь! В Твоих я покоюсь руках!» Такие песни особым образом успокаивают душу и настраивают на духовное размышление. С другой стороны, в пору своей юности я несколько лет прожил в англоязычной среде, где посещал церкви совсем другого формата. За эти годы я сделал для себя потрясающее открытие: под церковное пение можно не только грустить, но и радоваться! Более того, именно в пении можно, наконец, раскрыться для Бога и выразить ту самую «хвалу подобающую», о которой писал псалмопевец (Пс. 146:1). Другими словами, я открыл для себя удивительный мир поклонения Богу не только в истине, но и в духе. Поверьте, это никак не связано с поднятием рук или особыми движениями тела. Это состояние твоего духа, который реагирует на дух настоящего поклонения Богу в церкви.
Я должен прямо сказать, что западный стиль прославления оказался для меня особенно ценным и практическим, так как именно он помог мне раскрыться в поклонении Богу. Меня влекло в церковь, где я мог вместе с другими верующими не просто услышать проповедь и спеть красивую песню, но и восхвалить Бога, провозгласить Его Величие, воздать Ему должную славу. Я увидел себя, наконец, не сторонним наблюдателем богослужения, а его участником. Сегодня я живу в России, и в моем сердце удивительным образом уживается любовь к старым гимнам и к новым, современным песням. Возможно, мне удалось найти для себя ту золотую середину, которую мы не всегда можем найти.
В связи с этим, я хочу обратить внимание на другую крайность, которая постигла наши церкви. Те из нас, кто окончательно разочаровался в хоровом пении, побежали искать новые формы прославления. Далеко бежать не пришлось, благо, что западный музыкальный стиль уже давно нашел свою нишу в нашей стране. На сцене зазвучали современные инструменты, певцы взяли в руки микрофоны. Неизменным атрибутом такой формы стал лидер прославления, взявший на себя ответственность вести церковь в поклонении. Именно такая форма встречается в большинстве западных церквей. Но дело, как всегда, дошло до абсурда. Насмотревшись видеозаписей «крутых» групп прославления, мы всеми силами стали копировать не только их песни и музыку, но даже форму одежды и стиль подачи. Я готов обеими руками голосовать за новые песни, но иногда, слушая очередную группу прославления, мой дух уходит в самые пятки. Не знаю, как прихожанам удается подпевать, но меня не заставить это сделать даже под страшными пытками. Мелодия непонятного жанра, странные словообразования, отсутствие признаков рифмы в дословно переведенном тексте, неоправданная громкость, телесная раскачка, сольные выпады гитаристов, сладострастно прикрытые веки лидера, порванные джинсы и мятая футболка — такого «винегрета» я не пробовал нигде!
Но самое страшное я вижу в том, что лидеры прославления пытаются копировать чужой дух поклонения. Думаю, вы согласитесь, что каждый из нас имеет свой дух, помещенный Богом в теле, и он годами формируется личными отношениями с Богом — в молитве, в чтении Библии, в общении с верующими, в личных переживаниях и даже падениях. Через Христа мы становимся похожими друг на друга, но наш дух тем не менее остается уникальным для каждого из нас. Так вот, лидер прославления — это тот человек, который в первую очередь имеет свой уникальный дух, сформировавшийся не наблюдением за харизматичными лидерами, а в результате своих личных отношений с Господом. Этот человек — не талантливый пародист, а христианин, страстно любящий Бога и передающий на сцене свои взаимоотношения с Богом. Если их нет, если духовная жизнь едва наполнена, то нам нечего делать на сцене! Потому что вместо веяния Духа Божьего в церкви появляется веяние душевного творчества. Томные призывы между куплетами полюбить Иисуса, страстные возгласы о Божьем величии не приводят в восторг, они отталкивают.
Апостол Иоанн писал верующим: «…не всякому духу верьте, но испытывайте духов» (1 Ин. 4:1). Для возрожденного свыше христианина это нормальная практика — иметь способность отличать настоящую духовность от искусственной. Если прихожанин церкви имеет в себе Божий Дух, он легко сможет отличить оригинал духовности от подделки. Настоящему христианину нужна не сила звука на сцене, а сила духа, способного зажечь потухшие сердца и повести Божий народ на духовную высоту. Этого не добиться яркими призывами или чтением Псалмов. На это способен только Дух Святой, наполняющий сердце лидера прославления не только на сцене, но и в повседневной жизни.
Я убежден, что стиль нашей музыки, которую мы исполняем в церкви, должен быть современным, то есть близким и понятным современному человеку. Для определения этого стиля достаточно включить радио — там звучат мелодии, которые любит наш народ. Это не хоры, не джаз и не тяжелый рок. Это не жанровые стили, у которых, конечно же, есть свои почитатели. Прежде всего, это красивые, часто ритмичные, но при этом мелодичные песни. Я не берусь выступать в роли эксперта. Мы сами должны найти ту самую середину, в которой мы становимся понятными не ограниченной группе людей, а большинству соотечественников. Церковь не должна обслуживать субкультуру. Если мы говорим, что двери наших церквей открыты для всех людей, то нужно подкреплять это делами — быть понятными и доступными, в том числе через музыку и песни. Мы ведь не проповедуем Библию на старославянском языке; мы не проповедуем ее и на современном жаргоне. Для этого есть нормальный, понятный людям язык. Так почему наша музыка в одних случаях веет стариной, в других — чужой культурой?
Нужно быть очень чуткими к тому, что мы производим на сцене. Грубое копирование популярных на западе песен, на мой взгляд, просто неприемлемо. Также неприемлемо, как и превозношение старых гимнов. Если, конечно, наша проповедь обращена к обычным людям, живущим в современной культуре. Я искренне убежден, что на руководителя музыкальным служением возложена эта непростая задача — найти здравый баланс, не оттолкнуть старшее поколение и привлечь молодое. Не заставить паству вкушать неудобоваримую пищу, а предложить что-то простое, понятное, но при этом настоящее, прекрасное и достойное Бога! Но самое главное — это вложить в каждую песню свое сердце, наполненное Божьим Духом!
Я также считаю, что мы должны время от времени пополнять репертуар новыми песнями — они особым образом вдохновляют церковь. Не зря Давид и другие авторы много раз повторяли: «Пойте Господу новую песнь!» (см.: Пс. 32:3; 39:4; 95:1; 97:1; 143:9 и др.). На своей практике я столкнулся с этим сложным выбором и понимаю, как это нелегко, если ты не находишься в достаточно близких отношениях с Богом, чтобы быть чутким к Его выбору.
Но, даже обозначив общие принципы музыкального служения, остается вопрос: какой стиль можно назвать духовным? Для этого, я думаю, мы можем провести простой тест. Что вы испытываете во время пения и вообще музыкального служения в вашей церкви? Чем заняты ваши мысли? Что вы чувствуете? Способствуют ли слова песен пробуждению духа и преклонению перед Божьим величием? Провозглашают ли они могущество Творца и Его величайшее милосердие к грешникам? Проблема, с которой сталкиваюсь лично я, заключается в том, что мне просто нравится музыка. Я люблю петь, люблю красивые песни. Как бы это ни было замечательно, я вижу в этом опасность. Когда я слышу особо яркую, талантливо оформленную христианскую песню, я часто ловлю себя на мысли, что совсем не прославляю Бога. Я просто наслаждаюсь красотой песни. Я даже скажу больше: чем более красиво, талантливо и креативно преподнесена песня, тем больше шансов, что она украдет мое внимание, а, значит, и сердце. В такие моменты любимые нами духовные песни теряют всякую духовность.
Значит ли это, что мы должны бояться красоты, гармонии и творчества? Конечно, нет. Всему есть свое место и время. Но если мы говорим о совместном поклонении Богу, то на первом месте должен быть дух, а не творчество. Я уверен, что правильная духовная музыка рождается от правильного духа церкви. И это, в первую очередь зависит от пастора, от того, кто ведет церковь в поклонении Богу. Как хоровое пение, так и современное прославление могут будоражить одни лишь эмоции, но могут и выражать великолепие Бога. Нужно быть весьма осторожными, называя приятную нашим ушам музыку духовной лишь потому что она мелодична, ритмична или потому что легко усваивается нашей душой. Нужно быть крайне внимательными, чтобы не заменить духовное переживание душевным удовольствием. Мы должны позволить Богу использовать музыкальное служение для созидания именно духа, а не души. Но этого невозможно достичь, не будучи исполненными Духом Святым. Все, на что мы способны без Него — это скопировать чей-то духовный стиль, принять нужную позу или взять правильный инструмент. Но в каждом из нас есть невидимая струна, которая при всем нашем старании и подготовке может так и не зазвучать. Потому что ее способен задеть только Сам Бог. Но когда она зазвучит, — поверьте, любая песня в любом стиле всколыхнет самые скрытые чаяния души. Если мы не осознаем этого, то никогда не выберемся из крайностей, в которые нас заносит духовная опустошенность.
Я верю, что в нашем сердце кроется жажда по настоящему поклонению Богу. Мы ищем возможности выразить свою любовь к Богу в разных формах, но чаще просто сдерживаем себя. Некоторым из нас бывает очень трудно стать настоящими. Когда дело доходит до поклонения Богу, у нас выявляется множество комплексов. Мы, словно говорим Богу: «На самом деле я Тебя очень люблю, но я не привык выражать это как-то особенно». Я думаю, пример пляшущего Давида не раз всплывал на поверхность в спорах о прославлении (см.: 2 Цар. 6:14). Судя по всему, это событие не было нормой поклонения Давида, и все же нам стоит сделать вывод: Божье прикосновение выводит человека из зоны комфорта. Дело совсем не в плясках, а в состоянии сердца Давида, для которого желание выразить хвалу Богу в тот момент оказалось важнее любых форм и привычек. Это тот самый элемент, которого нам в целом недостает в поклонении Богу — не новые формы, а новое состояние сердца. Новое прикосновение. Новое переживание Божьего присутствия. Нам не хватает новизны отношений с Богом, и потому любой новый духовный стиль музыки обречен на провал. И наоборот, любая, самая старая песня способна зазвучать по-новому, когда в сердце есть жизнь и живые отношения с Господом.
Церковное богослужение — это лишь вершина айсберга, за которым кроются наши переживания взлетов и падений, радости и уныния. Поэтому настоящий, правильный дух прославления рождается задолго до богослужения — в наших домах, на работе, в уединенном месте. Если у нас нет настоящих отношений с Богом, если мы не наполняемся Духом Святым в ежедневной жизни, то не следует искать особой духовности в богослужении. Я уверен, что Бог хочет услышать из наших уст новое пение. Но дело даже не в смене репертуара, а в состоянии сердца, которое обновляется каждое утро. Бог изменяет нас каждый день, преображая в образ Христа. Я верю, что в результате таких отношений с Богом наше пение всегда будет новым. Именно о такой «новой песне» в своих устах писал Давид в одном из Псалмов:
«Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой; извлек меня из страшного рва, из тинистого болота, и поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои; и вложил в уста мои новую песнь — хвалу Богу нашему» (Пс. 39:2–4).
Выдержка из книги “Кризис духовности, или что случилось с Церковью?”
Подробная информация о книге ЗДЕСЬ.