Выдержка из книги “Кризис духовности, или что случилось с Церковью?”
Подробная информация о книге ЗДЕСЬ.
Предисловие
Для чего написана эта книга? Прежде всего, я вынужден разочаровать тех, кто ищет краткое руководство к настоящей духовности. Книжные магазины сегодня заполнены практическими инструкциями к различным сферам христианской жизни. Нам предлагаются пошаговые принципы здорового брака, мудрого воспитания детей, успешного благовестия и многое другое. Мир перегружен информацией, и мы фокусируем свой взгляд на конкретных шагах к конкретным действиям. Нам предложили десятки схем формирования духовной зрелости. Нас убедили в важности поэтапного свидетельства и обозначили ясные цели духовного формирования. Мы изучили принципы духовного лидерства и организации церковных служений. Мы разложили Библию по полочкам, сформировали цели, расписали роли и принялись воплощать полученные идеи в жизнь. И это замечательно.
Но на этом фоне мы стали терять нечто важное, — стержень, который скрепляет христианскую жизнь и делает ее целостной. Мы стали обладать сотнями духовных инструкций, выраженных в практических шагах, но все реже находим в себе мотивацию к достижению поставленных целей. Мы отыскиваем яркие источники духовности среди людей, чтобы сформировать внутренний мир. Мы стали воспринимать духовный рост как комплекс мер по нравственному воспитанию личности. Мы изучаем Бога, но все меньше ощущаем Его полноту в нас. Исполняя заповеди Христа, мы все глубже погружаемся в религию красивых слов и правил. Церковь превращается в организацию, скованную четкими принципами и слаженной структурой.
На мой взгляд, современное христианство сегодня отчаянно нуждается в возвращении к источнику духовности. Этим источником является Дух Святой — Личность, не очень заметная среди нас. Нам стоит признать очевидный факт: мы знаем практически все о Духе Святом, но, по большому счету, на практике, лишены Его силы. Поднимая тему о Духе Святом, я все чаще сталкиваюсь с неоднозначной реакцией христиан. Если по одну сторону расположились прагматики и критики всего сверхъестественного, то по другую сторону — обычные христиане, задающие множество вопросов на эту тему. Как быть исполненным Духом Святым? Почему мы не переживаем Его сокрушающую силу? Как воспринимать крайне эмоциональные и экстатичные проявления духовности? Как отличить настоящее действие Духа Святого от подделок? Почему, проповедуя Евангелие, мы так редко видим его практическую силу? Как выглядит настоящая, библейская духовность? Наконец, должны ли мы сегодня, в двадцать первом веке, искать особую силу Духа Святого?
На эти и другие вопросы мы постараемся найти ответ в этой книге. Говоря о духовном кризисе, я ни в коем случае не имею ввиду отдельную деноминацию, союз или движение. Я пытаюсь взглянуть на христианство в целом и на ту атмосферу, которая сформировалась сегодня в протестантских церквях славянского происхождения. То, о чем я пишу, обращено, прежде всего, ко мне. Во-первых, как к обычному христианину, а во-вторых, как к пастору. Я не считаю правильным провозглашать то, что не применимо к моей лично жизни. Я никоим образом не отделяю себя от предмета обсуждения и не возвожу в ранг учителя. Но я искренне желаю поделиться тем, что годами зрело лично в моем сердце и в сердцах близких мне людей, служителей, задающих те же вопросы. Я особенно благодарен своему родному брату и первому пастору церкви Виталию, с которым мы уже много лет трудимся в одной пасторской «упряжке» и с которым провели множество бессонных ночей, размышляя о Боге и Его Церкви. Многие мысли, озвученные в этой книге, рождены в наших совместных размышлениях и молитвах. Я благодарен Алексею, одному из пасторов нашей церкви, а также другим братьям, которые остаются достаточно смелыми и искренними, чтобы говорить на эту тему и озвучивать неудобные для многих пасторов вопросы духовности церкви.
Я сторонник трезвого мышления, но противник крайних подходов к истине: как рационализма, так и мистицизма. Родившись в пятом поколении евангельских христиан-баптистов, в семье служителей, я имел возможность наблюдать не только внешнюю, но и внутреннюю жизнь поместных церквей. В течение многих лет я видел жизнь и служение отца, который горел для Бога и имел дерзновение преодолевать невероятные трудности. В свое время ему довелось стать пастором весьма трудной и конфликтной церкви, которая на моих глазах преобразилась в общину христиан, любящих Господа. Мне посчастливилось в лихие девяностые годы вместе с родителями переехать в холодные края России, чтобы участвовать в создании новой церкви, в развитии музыкального и молодежного служения. По сути, я застал две эпохи церкви — время жесткой консервации и время раскрепощения. Все эти годы и по сей день Бог позволял мне учиться — как формальному богословию, так и практике служения. Как в России, так и за рубежом. У меня была замечательная возможность общаться с самыми разными служителями, наблюдать их жизнь со стороны, посещать и видеть внутреннюю жизнь разных церквей. В течение всех лет служения Богу, мне приходилось видеть плюсы и минусы как консервативных, так и ультрасовременных церквей. И это не заслуга, которой я дорожу. Что для меня действительно ценно и за что я весьма благодарен Богу — так это за подаренное Им сердце, с которым мне трудно приходится жить. Оно всегда искало большего, стремилось к лучшему, всегда сравнивало, делало выводы и никогда, ни на мгновение не успокаивалось на достигнутом.
Сегодня, имея достаточный духовный опыт, я могу со всей серьезностью утверждать: я до сих пор не всегда понимаю Бога. Я не всегда знаю, почему Он допускает те или иные вещи в моей жизни. Мне иногда кажутся странными Его действия, Его ответы и Его молчание в самых критических ситуациях. Но я продолжаю всем сердцем любить Того, Кто еще ни разу не разочаровал меня в Своей любви и милости к такому грешнику, как я. Моя жизнь далеко не безупречна, более того, я часто делал ошибки и продолжаю их делать. Я глубоко сожалею о пустынных, бесплодных периодах жизни, когда я духом удалялся от Бога. Я признаю, что нередко был разочарован Богом и Его действиями. Я терпел фиаско как служитель, как отец, как муж и как простой христианин. Но при этом я всегда ощущал печать Божьего Духа на сердце, стержень, который не позволял мне уходить слишком далеко. Божья любовь превозмогала и перевешивала все человеческие прихоти. Даже в самые отчаянные минуты жизни я не сомневался, что Дух Святой не покидает меня. И я верю, что именно Он побуждает меня записывать те мысли, которые не дают покоя мне как христианину и как служителю. Я должен признать, что эта книга — не для массового читателя. Если вы не пережили разочарование в религии, в церкви, в самом себе и даже в Боге, то вряд ли поймете то, чем я хочу поделиться. Если у вас никогда не возникала мысль о том, что отношения между Богом и человеком должны быть несколько иными, чем та форма, которой вас научили, то чтение этой книги станет для вас скукой. Если вас все устраивает, и вы не жаждете перемен, то можете смело закрыть эту книгу. Она будет непонятной и тем, кто поставил разум в основу восприятия Бога, подавляя любые эмоциональные и сверхъестественные переживания.
Первая часть книги может показаться читателю крайне пессимистичной, потому что в ней я озвучиваю целый ряд проблем, лежащих в основе духовного кризиса. Не торопитесь делать выводы. Во второй части мы попытаемся вместе найти ответ. Я признаю, что идеальных церквей, как и христиан, не существует в природе. Но иногда нам нужно взглянуть в глаза реальности, даже если это больно. Нам нужен трезвый взгляд, объективное суждение, чтобы корректировать свои цели и оценивать свое мышление. И это требует смелости.
Аудитория, к которой я обращаюсь, не ограничена отдельной деноминацией. По большому счету, мне не важно, являетесь вы пятидесятником, адвентистом, католиком или баптистом, как я. Эта книга для всех христиан, кто неравнодушен, кто жаждет жизни, кто устал от формализма и теории, кто желает видеть реальную силу Духа Святого в своей жизни. Я обращаюсь, в первую очередь, к простым христианам, кто устал от духовного одиночества и при всей своей вовлеченности в церковную жизнь, ощущает внутреннюю пустоту. Я также обращаюсь к проповедникам и служителям разных категорий, которые положили свою жизнь на алтарь служения Богу. Наконец, я обращаюсь к пасторам, которые на сегодняшний день — самые одинокие люди на земле. Именно им, по причине отсутствия непосредственных наставников, труднее всего раскрыть свое сердце, чтобы выразить боль и даже разочарование в служении.
Я молюсь о том, чтобы, читая эту книгу, вы были настоящими. Чтобы Дух Святой скинул с нас все маски святости и позволил, если нужно, увидеть свою наготу. Чтобы мы, подобно купцу, ищущему хороших жемчужин, откопали скрытое до сих пор настоящее сокровище. Чтобы в нашем сердце зазвенели те струны, которые по какой-то причине перестали звучать для Бога.
Если вы держите в руках эту книгу, значит вы — неравнодушный христианин. Значит, мы в одной лодке, и нам по пути. Единственная просьба: попытайтесь на время чтения отстраниться от привычного образа мышления, от сформировавшихся взглядов, чтобы посмотреть на современную церковь и христианство объективно. Взгляните на окружающий мир не своими глазами, а глазами Бога, насколько это возможно. Это очень важно.
Дмитрий Соболев
Выдержка из книги “Кризис духовности, или что случилось с Церковью?”
Подробная информация о книге ЗДЕСЬ.