Выдержка из книги “Кризис духовности, или что случилось с Церковью?”
Подробная информация о книге ЗДЕСЬ.
Глава 1. Величайшая кража в истории
Музей Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне стал местом одного из самых громких и дерзких ограблений XX века. 18 марта 1990 года два человека вошли в музей под видом сотрудников полиции. В течение 81 минуты они бродили вокруг богато украшенной галереи и снимали шедевры, в том числе Рембрандта, Вермеера, Дега и Мане. В этот день исчезли без следа тринадцать произведений искусства общей стоимостью свыше трехсот миллионов долларов. Несмотря на пятимиллионное вознаграждение, обещанное за любую информацию о грабителях, ни один из похищенных предметов коллекции до сих пор не обнаружен. Это ограбление по праву считается крупнейшей художественной кражей в истории человечества.
Сегодня средства массовой информации пестрят заголовками о кражах и хищениях, часть которых раскрываются по свежим следам, часть — остаются нераскрытыми и по сей день. Человек «изобретателен на зло» — такую формулу вывел апостол Павел две тысячи лет назад, размышляя над греховной сущностью человека. Хотя, вряд ли эта фраза прозвучала открытием даже двадцать столетий назад.
Но есть еще одна кража, которая потрясает воображение даже искушенного человека. Если бы мы имели возможность получать свежие сводки новостей о событиях духовного мира, мы бы удивились изощренности ума более именитого мошенника — дьявола. Думаю, что с полос такого издания не сходили бы новости о кражах человеческих душ, о попытках убить живую веру, о похищении посеянного Слова Божьего, а также о кораблекрушениях в вере Божьих служителей. Впрочем, все эти новости оказались бы незначительными в свете главного события под заголовком «Великая кража века».
Что это за кража? Боюсь, что ответ приведет некоторых христиан в замешательство. Дьявол обокрал Церковь Иисуса Христа, лишив ее силы. По большому счету, он обокрал нас с вами, и сделал это самым хитрым и бессовестным образом. Проблема в том, что мы настолько привыкли к существованию дьявола — обманщика и отца всякой лжи, что в какой-то мере присвоили ему ранг заслуженного религиозного обывателя. Он как бы существует, но где-то вдали, в параллельной реальности, за стенами наших церквей. Мы изучили его повадки и знаем его выходки. Он — мелкий пакостник, воришка, промышляющий в сердцах неверных и слабых духом. Он проникает и в церковь, но тщательное руководство Божьим Словом и бдительность служителей, казалось бы, не дало ему укорениться в среде Божьего народа.
Но, по всей видимости, мы недооценили противника. Дьявол был и остается искуснейшим мастером лжи, коварства и обмана. Он совсем не похож на козла с бородой и его творчество не ограничено соблазнами и похотями. Именно он является мастером пародии на христианство, приходя под видом ангела света, одевая маски святости и зажигая нездоровый огонь в глазах христиан. Он тщательно пародирует Бога в Его творении, маскируясь за правильными идеями и лозунгами. Его тактика не в удержании награбленного, но в завоевании и расхищении Божьего Царства. Его цель — посрамить Бога и уничтожить Его славу, явленную в рождении Церкви Иисуса Христа. И мы сегодня вынуждены отдать должное противнику: ему удалось поразить церковь изнутри, лишив ее главного — силы и полноты Божьего Духа.
Не думаю, что Бог стал бы противопоставлять Себе личность, мало сведущую в духовных делах. Не зря апостол Павел переживал по этому поводу, когда писал церкви в Фессалониках:
«Посему и я, не терпя более, послал узнать о вере вашей, чтобы как не искусил вас искуситель и не сделался тщетным труд наш» (1 Фес. 3:5).
Мы должны задать себе простой вопрос: где проявляются главные качества дьявола — коварство и хитрость? Если в мирской среде, то какой смысл дьяволу строить коварные замыслы там, где у него и без того прекрасная аудитория? Если в сердцах христиан, то это вряд ли можно назвать коварством, ведь «нам не безызвестны его умыслы» (2 Кор. 2:11). Неужели в церкви? Но это невозможно! Ведь наш девиз — «Только Христос и только Писание!» У нас правильная, библейская проповедь, каноничное богослужение, песни, возвещающие суть Евангелия и, наконец, богословие, проверенное веками. Думаю, за два тысячелетия с Божьей помощью мы научились отличать истину от лжи, делать все правильно, не оставляя лазейки врагу душ человеческих обокрасть церковь. Но так ли это на самом деле?
Пожалуй, самые известные слова Христа про церковь записал Матфей:
«Я создам церковь мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18).
Иисус совсем не утверждал, что дьявол оставит свои попытки сокрушить церковь. Наоборот, это было и остается его главной задачей! Но мы часто думаем, что силы ада восстают на то видимое, что есть в наших церквях: на одежду, на музыку, на кафедру. И мы, служители, нередко возлагаем на себя ответственность защищать церковь от этих сил. В последнее время я все больше вижу служителей, взявших на себя серьезную миссию — разоблачить врага в Божьем стане. Нас окружают разные церкви, в которых разные песни, разный стиль музыки и проповедей, разный подход к проведению богослужений. И иногда именно в этом нам видятся происки дьявола — в разрушении канонов и правил. «Не передвигай межи давней, которую провели отцы твои», — внушают отцы церкви (Прит. 22:28). Мы мастера спорить по поводу проповеди, какой она должна быть: тематической, экзегетической, текстуальной и т. д. Мы готовы с пеной у рта защищать формы поклонения Богу, мы идем на конфликты по поводу песнопений. Мы боремся за духовность служителей, разоблачая их антиевангельские действия. Мы с нездоровым блеском в глазах занимаемся очищением прихожан церкви от мельчайших примесей мира. И все это происходит под знаменем правды и истины. Мы понимаем, что современной церкви чего-то недостает, и без особого труда находим виновных. Мы думаем, что дьявол крадет у нас святость, чистоту, единство. Это он придумал современные стили прославления, это он внушает людям поднимать руки во время поклонения, он искушает музыкантов извлекать нездоровые звуки из музыкальных инструментов. Мы оказываемся в тупике, когда возникают конфликты «отцов и детей», когда церковь приближается к опасной грани раскола, но продолжаем защищать Истину. Ту истину, которая перестает быть духовной при отсутствии в ней Божьей силы.
Но если немного отрешиться от привычной человеку близорукости и взглянуть на Церковь Иисуса Христа в целом, объективно, то остается странное чувство… одиночества. Борьба за святость, крайности, перекосы и споры рождаются в результате глубокой внутренней боли. Боли одиночества. Нам ничего не остается, кроме как хвататься за рамки истины, выстраивая правильное христианство в себе и в окружающих. Мы в отчаянии берем на себя миссию Духа Святого, в глубине души понимая, что занимаемся не своей задачей. Мы тщательно скрываем свое разочарование и искренне беремся доделывать то, чем должен, по большому счету, заниматься Бог — наводить порядок и очищать церковь. Мы боимся признаться себе в том, что Бог Сам по Себе перестал впечатлять нас, но совершаем служение из чувства ответственности за Божье дело. Мы искренни, но пусты. Мы отважны, но обессилены. Добившись порядка в церкви, выстроив грамотную структуру и разогнав «волков», мы продолжаем испытывать глубочайшее одиночество. Мы испытываем ощущение возвращения в свой дом, где мебель стоит на своих местах, книги — на полочках. Все на месте, и в то же время не хватает чего-то главного, что делает твой дом местом радости и утешения. Мы двигаем мебель или покупаем новую, обставляем комнату так, чтобы выдержать стиль «модерн» или «под старину». Но дом остается пустым.
Дьявол обокрал Церковь, лишив ее главного — силы Духа Святого. Такой лозунг звучит слишком громко, чтобы вешать его необдуманно. Я вполне отдаю себе отчет в том, что такое заявление не должно быть сделано в порыве чувств или личного разочарования. Мы вполне заслуженно ссылаемся на сотни прекрасных церквей, на замечательных пасторов и на тысячи простых, искренних христиан. Я ни в коей мере не пытаюсь опорочить Божье Имя, начертанное Духом на наших сердцах. Я не пытаюсь сбросить со счетов тот факт, что Церковь жива и продолжает проповедовать Христа. Но пребывание в истине не делает нас неуязвимыми к проискам дьявола. Мы искренне старались все делать правильно. Одни — возвышая разум над чувствами, другие — наоборот. Но вместо сокрушающей силы Духа Святого мы проглотили наживку в виде огромного выбора форм — на любой вкус и цвет. Вместо оригинала мы получили качественную подделку. Дьявол уловил нас в свои сети, зацепил на крючок, заставив мыслить по-своему — категориями, шаблонами, рамками, мерками. И вот что произошло: мотивы остаются святыми, библейскими, а Церковь — безжизненной.
Может ли дьявол украсть то, что принадлежит Богу? Может ли он вообще угасить Духа Святого? Уверен, что нет. Но на это способны мы, люди. И потому его задача — отвлечь нас чем угодно, только бы мы не искали этой живительной, вдохновляющей силы. Протестантские церкви, изначально построенные на принципе живого Евангелия, превозносящие жизнь над буквой, по большому счету сами оказались заложниками религиозной системы, в которой так мало места осталось Духу Божьему. Лишенные Божьей силы, мы ухватились за ложные ориентиры, которые выглядят правильно, но отвлекают от главного — жизни и служения в Духе Святом.
Библия описывает удивительную историю Самсона, Божьего человека. Его особое избрание и жизненный путь кажутся показательными в свете того, что происходит сегодня с нами. Библия повествует, что это время было особенным в жизни израильского народа, потому что они вновь отступили от Господа. Как результат, они преданы Богом в руки филистимлян на сорок лет. В этой атмосфере полнейшего духовного упадка, Бог избирает Самсона на великое служение — явить Божью славу и избавить Израиль от врагов. По сути, Бог желает вновь открыть Свое Лицо избранному народу, проявить Себя в уникальной, сверхъестественной силе. В каком-то смысле Самсон стал знамением Божьему народу, что Бог все еще на их стороне, и Его сила не истощилась. Назорей, исполненный Духом Святым от чрева матери, становится проводником величайшего могущества Божьей силы. Его жизнь принадлежит исключительно Богу. Он — Божий Помазанник.
Но история Самсона — одна из самых печальных страниц Библии. Если говорить простым языком, то перед нами трагическая история краха Божьего служителя — история человека, промотавшего, расточившего, растранжирившего Божье призвание. Его легкомысленное отношение к дарованной свыше силе, желание обустроить свою жизнь, личные счеты с врагами, гордость и амбиции вытеснили Божий дар. Далида, жена Самсона, хитростью и коварством выпытывает у него ответ на вопрос об источнике его сверхъестественной силы. Самсон сдается: нестриженные с детства волосы являются залогом Божьего помазания. В эту же ночь вместе с остриженными волосами Самсона завершился Божий план спасения угнетенного народа. Так и не начавшись. Кульминацией этой истории служат слова, ставшие приговором: «И отступила от него сила его» (Суд. 16:19). Виной тому не слабость характера, а пренебрежение Божьей силой, легкомысленное отношение к Божьему помазанию.
Я убежден, что тактика дьявола ничуть не изменилась. Он не просто пытается сбить нас с толку и поразить грехом. Его цель — найти слабое место, чтобы обнаружить и обрезать источник нашей силы. Именно этим он занимается каждый день. Именно в этом его цель, когда он видит потенциальных служителей, имеющих дары Духа Святого. Он не просто пускает стрелы в разные стороны, он ведет прицельный огонь. Он видит христиан, одаренных Богом, видит их возможности, видит залог Духа Святого, дарованный каждому христианину в момент рождения свыше. Наконец, он видит Церковь Иисуса Христа, имеющую ключи Божьего Царства. И потому целенаправленно движется к главной цели — лишить нас источника всякой духовной силы — Личности Духа Святого. Он убеждает нас в том, что Дух Святой сменил тактику, что Он сегодня действует другими методами, что Его сила предназначена для особого времени или для особо одаренных людей. В конце концов дьявол подбирается к каждому из нас, чтобы найти «ахиллесову пяту», то есть слабое и уязвимое место, которое легко поразить, чтобы сковать нас какой-либо зависимостью, материализмом, унынием, или даже разочарованием.
Тысячи христиан, имеющие дары Духа Святого, призванные стать сосудами Божьей славы, проводниками Божьей сокрушающей силы для спасения грешников, оказались пораженными врагом. Сами того не понимая, мы оказались «подстриженными» самым искусным «парикмахером» всех времен. Мы оказались лишенными источника величайшей Божьей силы. Мы продолжаем служить Богу, но все чаще силой религии, силой убеждения, силой воли. Лишь иногда тревога стучится в наши сердца. Мы удивляемся тому, как разительно отличается библейское описание всемогущего Бога от практики, в которой нам приходится жить.
Выдержка из книги “Кризис духовности, или что случилось с Церковью?”
Подробная информация о книге ЗДЕСЬ.